Семь раз подумать. Один — написать.
Ольга Ионова, копирайтер, журналист.

Затяжной прыжок оборонки

 Оборонно-промышленный комплекс России традиционно порождает как неизбывные проблемы, так и большие надежды. Страна не может существовать без сильной и успешной "оборонки" - это истина, не требующая доказательств. Активное реформирование самой структуры ОПК в нашей стране уже сейчас начало приносить первые положительные результаты. 

"Если завтра в поход:"

Оборонно-промышленный комплекс и машиностроение являются основой экономики любого государства. И это логично, поскольку страны, которые гармонично развивают эти отрасли, обеспечивают свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Понятие "великой" державы изначально связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью.

В Советском Союзе два этих направления промышленности были одними из важнейших отраслей и лидировали почти по всем параметрам - по доле в валовом внутреннем продукте (30-35%), по числу предприятий (около 3 тысяч), по количеству занятых рабочих (более 10 миллионов человек). Предприятия, как правило, имели замкнутый цикл (от выплавки металла до сборочных производств) и могли действовать в условиях "если завтра война:", то есть были ориентированы на оборонные нужды. Понятно, что в новых рыночных условиях машиностроительным и оборонным предприятиям было очень сложно быстро учесть изменившийся спрос населения и бизнеса, а на иностранных рынках, как оказалось, российскую продукцию никто особо не ждал. Оборонный комплекс (как и промышленность в целом) с начала 1990-х годов испытал все негативные последствия реформ. Некоторые предприятия попросту разорились, долги рабочим по заработной плате исчислялись десятками миллионов, оборудование устарело, да и выпускаемая продукция оказалась невостребованной. Между тем в последние годы оборонно-промышленным комплексом страны всерьез занялись как правительство России, так и частные лица. Благодаря этому удалось решить целый ряд принципиальных вопросов по развитию ОПК, в том числе оградить большинство предприятий оборонно-промышленного комплекса от банкротства и захвата недобросовестными собственниками, оставить у руководства заводами людей с государственным подходом к решению задач. Общими усилиями решены проблемы погашения задолженности за выполненный в прошлые годы гособоронзаказ, предприятиям оказывается финансовая поддержка как из федерального, так и из региональных бюджетов на освоение конверсионной продукции. Рост промышленного производства в ОПК в среднем по России за 2006 год составил 108% к соответствующему периоду 2005 года.

Однако для дальнейшего поступательного развития отрасли требуется решить еще целый ряд проблем. В первую очередь необходимо формирование законодательной базы по реализации промышленной политики на государственном и региональном уровнях, повышение загрузки производственных мощностей и рентабельности производства.

С целью реформирования и развития промышленности России надо выработать механизмы государственной поддержки машиностроения и оборонного комплекса, в том числе за счет налоговых льгот, оказания содействия в приобретении современного оборудования, продвижения отечественной продукции на мировом рынке, координации деятельности Академии наук, прикладных государственных научных центров.

"Оборонка" в регионах: взгляд изнутри

В регионах России дела на оборонно-промышленных предприятиях обстоят везде примерно одинаково - у кого-то лучше, у кого-то хуже. Например, для сравнения можно взять три соседние территории - Свердловскую и Челябинскую области и Республику Башкортостан, их частные ситуации наглядно покажут проблемы и пути их решения "изнутри" и дадут представление о состоянии ОПК в целом по стране. Если говорить о регионах в общем, то можно отметить, что условия в "оборонке" с каждым годом улучшаются. Так, объемы производства в данном экономическом секторе, например, в Свердловской области выросли в 2006 году на 19,9%. В соседней Челябинской объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг вырос на 20% по сравнению с предшествующим годом. Есть и предприятия, в которых уровень работы намного выше среднестатистического по области.

К ним относятся свердловские ФГУП "Серовский механический завод", ОАО "СК-металл" и ОАО "Уральский приборо-строительный завод", южноуральские ОАО "Кыштымский радиозавод" и ОАО НПО "Электромашина". И это далеко не полный список.

В Свердловской области в соответствии с планами модернизации производства проделана большая работа по приобретению высокопроизводительного оборудования лучших зарубежных и отечественных фирм. На эти цели предприятиями израсходованы сотни миллионов рублей. Например, на ФГУП "Уральский электромеханический завод" намечен запуск производства высокоэнергетических редкоземельных магнитов и линии порошковой окраски, а ОАО "Уральский приборостроительный завод" строит гальваническое производство. В Свердловской области на предприятиях оборонно-промышленного комплекса традиционно много внимания уделяют реализации социальных программ. В частности, развивается социальное партнерство со школами, строится жилье, выдаются ссуды на его приобретение. Сотрудничество с сельхозпроизводителями вылилось в создание сельхозпредприятия ЗАО "Уралвагонагро", которое снабжает экологически чистой продукцией трудящихся объединения. На другом свердловском заводе - Уральском оптико-механическом - создана система внутрифирменного обучения, в которой ежегодно обучаются более трех тысяч человек, тем самым обеспечивается преемственность и кадровая безопасность предприятия. Молодым работникам предоставляются дополнительные выплаты. Таким образом, грамотная социальная политика позволила оборонно-промышленному комплексу Свердловской области сохранить одно из своих главных конкурентных преимуществ - великолепные кадры. Для поддержки "оборонки" планируется на конкурсной основе за счет средств областного бюджета возмещение части процентной ставки за пользование кредитами заводам, которые внедряют современные технологии, осваивают производство инновационной продукции.

В целом правительство Свердловской области в ближайшие три года направит почти 600 миллионов рублей бюджетных кредитов и субсидий на развитие машиностроения и ОПК. Кстати, Свердловская область стабильно входит в тройку регионов, лидирующих по объемам производства военной техники. Не хуже обстоят дела и в соседней Челябинской области. В настоящее время оборонно-промышленный комплекс этой территории объединяет 29 предприятий. Также следует отметить стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности на подавляющем большинстве предприятий. Однако наряду с достигнутыми позитивными результатами в отрасли сложное финансовое положение остается на ФГУП "Челябинский автоматно-механический завод" (ЧАМЗ) и ОАО ФНПЦ "Станкомаш". Впрочем, как ни сложно этим предприятиям справляться с работой, годовые планы по выпуску и отгрузке продукции они все же успешно выполнили. На ЧАМЗ вернулись многие ранее ушедшие с предприятия рабочие, заработная плата в основной профессии увеличилась более чем на 50%.

Главным достижением совместной работы руководителей организаций ОПК, правительства Челябинской области и Ассоциации предприятий ОПК в 2006 году стоит назвать полное погашение просроченной задолженности по заработной плате перед работниками "оборонки". Однако, в отличие от Свердловской области, в Челябинской одной из главных проблем ОПК является острейший дефицит кадров как инженерно-технического состава, так и рабочих профессий. С одной стороны, самые работоспособные и энергичные работники уходят с оборонных предприятий из-за низкой зарплаты, с другой - молодежь (в основном по той же причине) проходит мимо заводской проходной. Фактически на предприятиях "оборонки" остались лишь ветераны, патриоты своего предприятия. Впрочем, проблема эта решаема на местном уровне - 2007 год губернатором области Петром Суминым объявлен Годом профтехобразования. Новая молодежная политика предусматривает подготовку за счет предприятий квалифицированных специалистов в вузах, колледжах и учебно-производственных цехах, стимулирование наставничества.

Первостепенной задачей правительства Челябинской области является стабилизация и значительное улучшение финансово-экономического положения целого ряда оборонных предприятий. В частности, на областном уровне законодательно решается вопрос о реструктуризации задолженности перед федеральным и областным бюджетом, образовавшейся по причине недофинансирования государственного оборонного заказа в период с 1994 по 2000 год и начисленные в связи с этим пени и штрафы.

А вот в Республике Башкортостан, несмотря на принимаемые правительством РФ меры, социально-экономическое положение трудящихся на предприятиях ОПК остается крайне сложным и неустойчивым. Значительное количество заводов работают с убытками, снижаются темпы роста объемов производства, сокращается число рабочих мест, средний уровень заработной платы на предприятиях ОПК ниже, чем на других промышленных предприятиях страны. Большинство предприятий "оборонки" являются потенциальными банкротами. Продолжается старение и износ оборудования, растет средний возраст работников. Однако, несмотря на трудности, оборонно-промышленному комплексу республики удалось повысить объемы производства примерно на 20%. Более того, потенциал у башкортостанской "оборонки" есть. Это отмечают на всех выставках, где предприятия данного профиля демонстрируют свою продукцию, а также в правительстве России.

В частности, бывший министр обороны РФ Сергей Иванов после своей поездки в Башкортостан заметил, что у оборонных предприятий республики большие возможности.

В целом на примере только трех территорий вырисовывается довольно прозрачная картина. Основными причинами социально-экономических проблем предприятий является отсутствие у правительства РФ необходимой экономической политики, реальной защиты отечественного производителя, отсутствие мер государственного, административного и экономического регулирования развития оборонно-промышленного комплекса. Не до конца выработана и должная социальная политика. Многие серьезные проблемы ОПК решаются крайне медленно: несвоевременно авансируются работы по гособоронзаказу, значительно задерживаются по срокам окончательные расчеты за поставленную продукцию, наличие избыточных мобилизационных мощностей предприятия вынуждены содержать за свой счет и т.д. Часть этих и других вопросов решается с помощью местных властей и за счет региональных денег. Между тем очевидно, что такую некогда мощную и богатую отрасль без серьезной государственной поддержки не поднять.

Товарищи по оружию

Практически в каждом регионе России действует организация, призванная помогать решать проблемы оборонно-промышленного комплекса территории. Есть такая и на Южном Урале - Ассоциация предприятий ОПК Челябинской области, образованная в октябре 1999 года. Основными направлениями ее деятельности являются координация работы организаций "оборонки", представление и защита общих имущественных и неимущественных интересов предприятий. С момента образования и до настоящего времени Ассоциация активно помогает решать вопросы на самом высоком уровне. В частности, она участвовала в подготовке законодательных инициатив для внесения в Законодательное собрание Челябинской области. Уже приняты предложения и внесены проекты ФЗ в Госдуму - "О внесении изменения в статью 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", "О государственном оборонном заказе" и другие. В целях координации деятельности в 2004 году подписано четырехстороннее соглашение между Ассоциацией предприятий ОПК Челябинской области, Союзом оборонных предприятий Свердловской области, объединением предприятий оборонно-промышленного комплекса Пермской области и промышленно-экономической ассоциацией "Развитие" Республики Удмуртии. Ассоциацией разработан "Комплексный план мероприятий по развитию машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса Челябинской области на 2005-2008 годы". Только за прошлый год было проведено не менее десятка мероприятий, на которых обсуждение и решение конкретных задач помогают справиться с наиболее серьезными проблемами. Вопросами реализации инновационных проектов в интересах бизнеса на условиях частно-государственного партнерства, гражданского применения "оборонных" технологий и разработок, оптимизации затрат на изготовление гособоронзаказа - всем этим занимается южноуральская Ассоциация. Кстати, анкетирование, проведенное ею, показало, что более 70% предприятий готово передать изготовление части изделий и комплектующих другим предприятиям. В то же время более 65% предприятий ОПК имеют незагруженное оборудование. Также выяснилось, что ОПК заинтересовано и в малом бизнесе: предприятия испытывают потребность в услугах по ремонту и обслуживанию оборудования и в технической поддержке. Таким образом, деятельность Ассоциации реально помогает снять наиболее остро стоящие вопросы или найти пути их решения.

"Локомотив" развития

Одной из основных задач в оборонно-промышленном комплексе России на ближайшие годы является военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами. Расходы на гособоронзаказ в РФ в 2007 году составят более 300 миллиардов рублей. При этом расходы на закупку новых вооружений увеличатся на 22%. В частности, Россия планирует закупить 17 континентальных ракет, 4 военных спутника, эскадрилью дальней авиации и технику для перевооружения 4 танковых батальонов. С другой стороны, внутренний спрос оказывается меньшим, чем внешний. Объем экспортных поставок российского вооружения в 2006 году составил $6,450 миллиарда, а в 2007 году, по прогнозу, вырастет до $8 млрд. При этом уже в 2005 году, по оценке Конгресса США, Россия стала лидером по продаже оружия в развивающиеся страны. Поэтому именно ОПК часто называют "локомотивом" столь необходимого стране инновационного движения. Иначе говоря, экспорт вооружения и должен стать той мощной силой, которая обеспечит прорыв не только "оборонки", но и державы в целом. Одна из самых значимых и эффективных "фигур" отрасли - ФГУП "Рособоронэкспорт", занимающееся продажей изделий ОПК за рубеж. За три последних года объемы поставок только продукции спецназначения (для правоохранительных органов) возросли в 15 раз, став одним из самых динамичных направлений. Постоянно расширяется и география сотрудничества. Если в 2002 году партнерами "Рособоронэкспорта" были около 30 стран, то в настоящее время осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами более 50 государств мира. Но Россия не намерена останавливаться на достигнутом и продолжает активно заключать договоры по военно-техническому сотрудничеству. Они помогают не только развивать оборонно-промышленный потенциал стран-участников, но и вырабатывать конкретные меры по решению проблем, которые могут возникать как в сфере военно-технического сотрудничества, так и в сфере взаимодействия оборонно-промышленных комплексов. Важным направлением этого партнерства является формирование совместных программ в области обороны и безопасности, в особенности сейчас, когда так велика угроза международного терроризма. Кроме того, военно-техническое сотрудничество способствует сближению национальных интересов государств, активизации интеграционных процессов в политической и экономической сферах.

Реформам - да!

Для решения проблем оборонно-промышленного комплекса России планируется радикально поменять саму его структуру. На смену федеральным государственным унитарным предприятиям должны прийти акционерные компании, поскольку форма ФГУП полностью себя исчерпала. Выполнение государственной Программы вооружения на 2007-2015 годы предусматривает завершение ряда опытно-конструкторских работ и осуществление поставок самого современного вооружения. Однако размещение гос-оборонзаказа на текущий год показывает, что промышленная база ряда предприятий ОПК не готова к обеспечению таких поставок. Поэтому федеральной целевой программой "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" предусматривается выделение около 70% бюджетных средств (210 млрд рублей) на мероприятия по созданию производственных мощностей для серийного производства образцов вооружения и военной техники. Для реализации этих мероприятий планируется привлекать и внебюджетные средства, объем которых должен составить 201 млрд рублей. Основной фундамент ожидаемых внебюджетных средств - это целевые отчисления самих предприятий от прибыли. Однако, по подсчетам специалистов, реальные деньги у "оборонки" появятся не ранее чем через три года, поэтому для стабилизации и дальнейшего развития ОПК будут усилены меры господдержки отрасли и задействована система госгарантий.

В общем, данную ФЦП, наверное, правильней называть не "программой развития", а "программой реформирования", поскольку она предполагает кардинальное переосмысление подходов к ОПК (в частности, поворот "оборонки" лицом к бизнесу). Основными задачами ФЦП является, во-первых, создание производственных мощностей для обеспечения реализации госпрограммы вооружения на 2007-2015 годы и планов военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами; во-вторых, разработка и внедрение критических и базовых технологий. И, в-третьих, программа реформирования ОПК призвана создать более рациональную структуру, в том числе с помощью интегрированных промышленных структур, в частности судостроения, авиастроения и ракетно-космической отрасли. Следующей особенностью оборонзаказа в 2007 году стало то, что срок заключения контракта сократился до двух месяцев. Существовавшая практика (4-5 месяцев) приводила к тому, что предприятие первую половину года практически простаивало. Напомним, что с 1 января 2008 года в полном объеме начнет работу Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. В агентстве будут работать только гражданские специалисты, и его создание не повлечет за собой увеличения количества сотрудников госаппарата. На агентство будут возложены функции по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения контрактов по гособоронзаказу. До 2015 года в России на базе ОПК будет создано около 40 государственных холдингов. Уже сформированы и работают авиационный и судостроительный холдинги. На очереди - радиоэлектроника и оптико-механическая отрасль. Особое внимание планируется уделять и качеству продукции ОПК. Вполне вероятно, что будут установлены штрафы за нарушение норм выпуска или на предприятиях будут работать гражданские специалисты по приему продукции. Кроме того, расширение системы заказов продукции "оборонки" для государственных нужд планируется за счет гражданских заказов, в том числе в рамках реализации нацпроектов, прежде всего медицинского оборудования. Это так называемая диверсификация, на которую сейчас возлагаются особенно большие надежды.